К списку статей
Обсудить статью на форуме

ZhuckOFF. Кукрыниксы - Столкновение


Редко бывает, что песни вскрывают мозги. Раньше это было чаще, теперь же трудно найти песню, что взломает все замки души, тронет за все потаенные струны, заставит мурашки табунами бегать по спине... Можно списать сие на то, что вроде как подрос, взрослый уж. Да нет, просто песни уже часто делаются на потоке, "без души", если можно сказать. Редкие группы задевают за живое, причем не за то, что так сочно описал Рома Зверь в своей песне "Все, что касается". Впрочем, собирался я вам поведать не о группе Звери, а о совсем даже ином коллективе. Итак, Кукрыниксы, Столкновение...

"Ты обернись, осенних туч прикоснись - простых слов прошу!"

Сквозящая из всех щелей, пробивающаяся лучиком сквозь тучи тяжеловесной поэзии строка "простых слов прошу" красной нитью проходит сквозь весь альбом. Одиночество разума, нависающий мрак его. "Не дай мне бог сойти с ума - уж лучше посох и сума," - так говаривал классик. Так теперь говорят и Кукрыниксы. Альбом Раскрашенная Душа был альбомом скитальца, альбомом отшельника. Одиночество добровольное, одиночество поиска. Альбом же Столкновение - это попытка вернуть себя в мир, шаг навстречу остальным. Об этом очень хорошо говорила песня Моя Свеча, по каким-то причинам убранная с альбома. Но все же просьба почти во всех песнях одна - дать руку, не оставить. Попробую рассказать о каждой песне по отдельности.

1. Серебряный сентябрь. Открывает альбом мрачный крик души, философская тирада. За нагромождением поэзии скрывается довольно простая мысль - быть проще. Просьба, обращенная и к миру, и к себе. Все пытаются скрыть недостаток мысли за философскими и диалектическими сентенциями, иногда даже теряя смысл сказанного. "Не зря я в сердце солнце ношу!" - лишь это спасает человека от безумия. Надежда на понимание. Можно вспомнить Достоевского. Стань солнцем - и к тебе потянутся. Но как это сделать? Вот тут-то у лирического героя и загвоздка

2. Знай. Вдруг обрывает мрачные раздумия светлая баллада. Но не стоит смотреть поверхностно. "Потому и боль в глазах, и всегда навзрыд," - это стремление жить полностью, во всю силу, не требуя отдачи. "Только будет так, остальное - быль!" - призыв отбросить серость. Аналог прошлого альбома - раскрашенная душа. Боль в желании быть среди людей, но возможность этого из-за стремления быть иным. Тут вспомню уже современного автора - Макса Фрая. Никогда не проклинай свою жизнь - накхи не дремлют. Воруют они не судьбу, но ощущение "полной жизни". Вот этого и боится лирический герой. "Сам все до конца пройду, много не пойму, но не отдам!" Прекрасная песня!

3. Параллели. Странное произведение. Жесткая песня о желании вспорхнуть над суетой своей жизни. Уйти из этого мира. "Мы откроем эти двери, что давно так затвердели," - вечная погоня за чудесами. С головой окунувшись в чудеса - не потеряться. "Отпусти меня тело, мне хочется знать, где и в какой стороне отыскать мне свой мир и свободы познать - жить параллельно земле. Научиться бы мне для себя открывать каждую новую дверь, постараться обратный путь не забывать там, где я живу теперь". Шаг к самоубийству, желание разрешить все. Либо желание попробовать те вещи, что "унесут" далеко. Но! На мой взгляд, это логическое продолжение песни Знай - вперед, к чудесам, не оглядываясь. Не телом, но душой воспарить над низменным. Но тут есть одна граница - темная дверь в безумие, средоточие ночных кошмаров, воплощенных больным сознанием в осязаемые ужасы.

4. Черная невеста. Очень грустная песня. О любви небесной. Жалко до слез лирического героя. "Ты говорила трезвой жить неуместно, и прожигала жизнь, ища свое место," - неправильный путь, чудеса поддельные. Жить на полную катушку, сгорая в мире дольнем, наплевав на мир горний. "И для меня ты стала черной невестой," - герой остается рядом, не в силах бросить, но и отчуждается, поскольку его мир остался там, сверху... "Опять открыта дверь, все как-то ты за ней, а я сижу как зверь, гадаю на друзей. Я расставляю сеть, тебя мне не поймать, я остаюсь терпеть, себя не понимать" - вот печальный итог. Черная стена меж людьми, что вроде бы были вместе. И лирический со своей небесной любовью рухнул на землю...

5. Движение. Приятная уху и по звуку и по стихам, близкая душе по смыслу. Светлая песня. Просто про ангела. Что несет людям свет. Но его все боятся. Рискую навлечь на себя гнев, но вновь помяну Фрая: "Когда появляется тот единственный шанс изменить всю свою жизнь, у всех нас вдруг оказывается "дом, хозяйство и куча дерьмоедов на продажу". Да. "На моих словах все чаще гореть огню, сила в моих руках - о ней только и пою. Стих мой на едкой земле раскроет бутоны глаз. Их согреет в себе моя мелодия в темный час". Прекрасные стихи о возможности изменить все и всех. Но дело в том, что никто не хочет. Проведу аналогию с песней Бутусова "Труби, Гавриил": "Город так крепко спит, что Небо его не разбудит!" И в беконечном пути ангел этот всегда один. Но он идет. И мир тянется за ним - поскольку стадо идет за пастухами, а пастухов ангел всегда возмет под руки. "Доверься только мне, не говори никому, как можно изменить повсюду жизнь одному!" Ура!

6. Последнее письмо. Тут, в общем-то, описывать нечего. Переживание самоубийцы. Точнее, человека, вот-вот сделающего последний шаг. В общем-то, эпилог нарастающей безысходности, читающейся в первых четырез песнях и отчасти в Движении.

7. Чучело (Привет КиШ). Откровенно вырывающаяся песня из общего контекста песня. НО! В ней есть изюминка. Несчастная любовь! Несмотря на откровенно издевательскую композиционную структуру, отсылающую нас к славной группе КиШ. Дада, со вставками "ПАНКИХОЙ" совсем не ко двору и прочими атрибутами "настоящего" панк-рока. В общем-то, мораль сей басни такова: "И теперь не стану верить в этом никаким анкетам!" Ага. Дети! Не ищите половину свою в нете! Как сетевой закодированный алкоголик подтверждаю! :))

8. Ясные дни. Милая, в меру попсовая песня. Тут Ягоде помогает девушка, Юлия Худякова. Кто - не знаю, бэквокал, ничем не выдающийся голосок. "Докуда мы дойдем, никто знать не мог, и напрасно верили в дни, когда мы всех поймем, и все будет в срок, но не ясно, где же они". В общем-то, вечный поиск места себе в этой жизни и, прям по Стругацким, СЧАСТЬЯ ДЛЯ ВСЕХ ДАРОМ. В общем-то, за это группе спасибо.

9. Время. Инструментальная композиция, чего не ожидал от группы. Красивая мелодия, что тут сказать. И название соответствует - тикающий ритм, нарастающее звучание. Вот так тикают часы внутри каждого - вплетая в нить веков свою частичку, свою партию. Это размеренное начало, детство, спокойное и беззаботное, порывистая юность, быстрое продолжение жизни, взлеты и падения, потом опять какое-то время спокойства - семья, что-то оседлое. И вновь в бой, последние силы истрачивая, стремясь оставись после себя что-то гениальное. И слушен скрежет зубов вечности за спиной, что уж готова поглотить. А потом все, обрыв...

10. Этот белый свет. Нескончаемая боль сердца, что не может быть притуплена мгновенно - лишь время лечит, но порой шаг в пустоту дается легче, чем шаг в бесконечно долгом пути. "Проклиная этот белый свет, он не знал, и она затруднялась дать ему ответ, почему не судьба," - как ни странно, мне понятны такие переживания, когда не может Она ответить, почему нету хода чувствам. Отчего-то чувствует, что нельзя - и все тут. "Карты вскрытые снова биты, и тянется эта жизнь, как игра. Строим стены разбитые, думаем и надеемся зря," - надежда - гадкое чувство. Тут сказать более нечего, все в песне.

11. Девятая рота. Трудно сказать что-то новое про эту песню. Шедевр однозначно! Лично для меня одна из тех песен, что просто идут рядом, на которые можно опереться, как на друга, настолько она пропитана теплотой и душой.

12. Столкновение. Своеобразный итог альбома. "От праздных слов состарится мир, выставит нас мишенями в тир. Я не молюсь - небо хранит, я поднимусь, как оно мне велит!" - своеобразное "Встану" от Кукрыниксов. Кроме Бучч в памяти всплывает "Последний воин мертвой земли" от Оргии Праведников. Но здесь все же призыв не всеуничтожению, не к анигиляции противника (как у ОП) и не к бесконечному бою (как у Бучч). Нет, тут ожидание боя, достойного противника. "Дверь не ломай, пробуй в нее войти" - призыв думать. Быть человеком всегда. Да, это гимн. Определенно. Еще один костыль к хромой судьбе.

13. Твои счастливые глаза. Симпатичная песня. "Твои счастливые глаза я понимаю, но мы далеко зашли, и со дня на день обещает быть гроза. Не красят нас такие дни, в которых мы уходим друг от друга и находим ночью лишь фонари..." - понимание того, что мелочи убили чувства. Да простят меня опять за упоминание Макса Фрая! Да, чувства, основанные на страсти, магии, очаровании, легко убить мелочами. Пришло полное понимание друг друга - и стало скучно."Отпуская наши руки, ты, разлука, знала свою месть. Отрываясь с нами в звуках, сердца спутав - где огонь, где лесть," - да, вот так. Стало понятно, где придумали, а где поняли.

Общее впечатление от альбома - прекрасное. В меру концептуален (ой, слово какое модное!), в меру мрачен. Но есть один недостаток - его нужно "думать". То есть чтобы оценить его по достоинству, фоном его нельзя слушать ни в коем случае. Поэтому заслужил он оценку 10 для любителей раздумий и 7 для почитателей фонового рубилова. Тексты были всегда сильной стороной коллектива, но теперь они выросли и музыкально - все на высоте!

Итого - оценка 9/10!

ЗЫ: Внимание! Мнение автора статьи может не совпадать с мнением группы и поклонников, а также с мнением более опытных и одаренных коллег! ;))



К списку статей
Обсудить статью на форуме

Hosted by uCoz